?

Log in

No account? Create an account
Йога для среднего возраста: от 20 до 30 лет. Часть 1
blue
hanuman_ru
14:08 02.07.2012
Йога для среднего возраста: от 20 до 30 лет. Часть 1

У каждой возрастной категории людей свои особенности, обусловленные текущим этапом развития организма, и, конечно же, в гармоничной практике йоги очень важно их учитывать. Сегодня мы поговорим о йоге для возрастной категории 20-30 лет: это период, когда позвоночник и мышечная масса сформированы, однако решение многих задач подтачивает запасы энергии. Человек тратит много сил на учебу, работу, создание отношений — и конечно, периодически испытывает чувство истощения. В этот период важно овладеть техниками сохранения и набора энергии — и в этом, поможет, в первую очередь, продуманная практика йоги.

Что такое возраст 20-30 в йоге

В период с 20 до 30 лет у человека полностью завершается процесс формирования тела — и психики. Это, безусловно, положительный факт: наступила зрелость, и у человека (если он вел здоровый образ жизни) много сил. Если же он в юные годы (15-20 лет) практиковал Аштанга-виньяса-йогу или другую подобную технику, то сил и здоровья, что называется, хоть отбавляй. Однако надо понимать, что в то же самое время у человека заканчивается природный запас энергии, полученный им от родителей — своеобразный аванс, подаренный самой природой. Что будет дальше — зависит уже в большей степени от него самого. Это подобно тому, как прорастает зерно: сначала молодой росток использует вещества, заложенные в его оболочке, но впоследствии он должен пустить корни и получать питание из земли — неисчерпаемого источника энергии; цыпленок должен вылупиться из яйца, иначе он «просто яичница».

В возрасте 20-30 лет у человека много сил, но в этом кроется и некоторая опасность: многие пренебрегают режимом дня, регулярностью занятий, некоторые упражнения выполняются некорректно — а тело «терпит», и создается иллюзия, что все замечательно, практика движется как надо. На самом деле, ошибки «накапливаются» в теле, особенно в позвоночнике. Чтобы в дальнейшем избежать жестокого разочарования и ухудшения здоровья, просто необходимо практиковать йогу под руководством знающего специалиста. Даже если во время практики не возникает дискомфорта, нужно участвовать в коллективных занятиях в йога-центре, а иногда брать индивидуальные уроки. Это позволит откорректировать ошибки, которые подчас появляются даже у практикующих продвинутого уровня.

Трудно переоценить важность правильной физической практики в период с 20 до 30 лет, и конечно, это должна быть практика йоги — целостной науки здоровья и благополучия. «Из неподвижных объектов, я — Гималаи», говорит Кришна в известном трактате по йоге «Бхагават-Гита». Перефразируя этого «богоподобного» йога, можно смело заявить: из традиционных дисциплин увеличения здоровья и долголетия, приобретения благополучия и счастья, а также путей духовного развития — йога, пожалуй, «самая традиционная», основательная и грандиозная, как Гималаи. Она очень древняя, проверенная тысячелетиями и сотнями тысяч, если не миллионами людей — и, таким образом, надежная и достойная доверия наука. Что же предлагает йога человеку в такой важный период — 20-30 лет, время для превращения из пухленького зернышка в сильный росток?
Йога должна научить человека в этот период, во-первых, максимально эффективно использовать свое тело — так, чтобы оно не отнимало лишней энергии – сделать его энергоэффективным. Во-вторых, йога подскажет, как получать энергию от внешних источников — таких, как дыхание и физические упражнения. Если человек терпит неудачу по этим двум направлениям, его ожидает постепенное увядание, вследствие потери энергетического потенциала. Его функция в социуме в этом случае обречена, он будет мозолью на теле человечества. Очень важно научиться набирать энергию, освоив соответствующие практики, и к счастью, к Вашим услугам богатый арсенал техник йоги.

Какую йогу выбрать?

В возрасте 20-30 лет хорошо практиковать все целостные виды йоги, и прежде всего хатха-йогу, которая подходит практически всем — людям с разными природными данными, жизненными устремлениями и темпераментом. Йога не является религией. Хатха-йога — наука о достижении полной физической и психической гармонии посредством специальных физических и дыхательных упражнений, а также медитации. Традиционно к техникам хатха-йоги относят следующие виды практики: асаны (позы), пранаямы (дыхательные упражнения), мудры (особые жесты, задействующие иногда только пальцы рук, а иногда все тело), бандхи (энергетические «замки»), медитацию (интенсивную концентрацию внимания) и шаткармы (очистительные практики). Кроме того, от практикующего йогу требуется следование в своей жизни энергоэффективным моральным принципам Ямы и Ниямы. Эти правила — своего рода «предохранительный клапан» для йогов — они закладывают основы безопасности практики (в первую очередь, на уровне физического тела), и также помогают справиться с возросшим количеством энергии и сил, использовать эти ресурсы «в мирных целях».

Т.к. тема йоги в возрасте 20-30 лет очень важна, мы продолжим разговор в следующем материале.


read more at Хануман.ру blogs

Tags:

Урок Сурья-Намаскар с Анатолием Зенченко
blue
hanuman_ru
10:36 29.06.2012
Урок Сурья-Намаскар с Анатолием Зенченко

Фото-урок с комментариями от Анатолия Зенченко (Киев). Анатолий предлагает свой взгляд на утреннюю практику Сурья Намаскар как на самый эффективный способ достичь первых заметных целебных результатов, затрачивая всего 5 — 15 минут в день. Это идеальный вариант даже для самых занятых людей — бизнесменов, менеджеров, студентов в пору сессии или ученых... Эта практика станет идеальным противоядием против стрессов, психических и физических расстройств.

Анатолий Зенченко — Чемпион Мира в артистик-йоге (2002, 2003), основатель Ишвара-йога центра в Киеве, сейчас проводит семинары в России, Украине, Индии, Непале и других странах.

Сурья-Намаскар — поклон Солнцу

Исходное положение (Тадасана) Выдох!

  • Встаньте прямо, ноги вместе, вес в сердцах стоп, Мулабандха (корневой замок) подтянута, Уддияна бандха подтянута, диафрагма раскрыта, шея вытянута, плечи и лопатки опущены, подъяремная выемка подтянута. Руки сложены в намасте перед грудью. Тело расслаблено, но собрано. Внимание развернуто во внутрь. 

Вытягивание вверх со вдохом. Вдох!

  • Со вдохом вытягиваем руки вверх, направляя взгляд в небо — вытягиваем все тело. Вес по прежнему в сердцах стоп, Мулабандха (корневой замок) подтянута, Уддияна бандха (брюшной замок) подтянута, диафрагма раскрыта, шея вытянута и свободна от напряжения, плечи разведены в стороны а лопатки опущены вниз.

Наклон вперед с выдохом. Полный вариант. Выдох!

  • С выдохом возвращаемся из прогиба назад и оставляя корпус максимально цельным и свободным от напряжения, складываемся в наклон в тазобедренных суставах, удерживая вес тела в сердцах стоп и отдавая вес тела в пол по ногам. В конечном варианте расслабленный и свободный корпус лежит на ногах, голова прижата к передней поверхности ног, которые должны быть прямыми в коленях. Мулабандха подтянута, Уддияна бандха подтянута, диафрагма свободна, шея вытянута, плечи и лопатки подаются к тазу.

Вытягивание в наклоне со вдохом. Вдох!

  • Со вдохом вытягиваем корпус вперед — параллельно полу, отстраивая прямую линию всего позвоночника от кончика копчика до макушки. Кончики пальцев рук касаются пола перед пальцами ног, пуки на ширине плеч. Вес тела в сердцах стоп, (ноги прямые в коленях в конечном варианте) Мулабандха подтянута, Уддияна бандха подтянута, диафрагма раскрыта, плечи и лопатки подаем к тазу. Взгляд направлен в межбровье (Шамбхави мудра).

Низкий упор с коленями и грудной клеткой на полу. Выдох!

  • С выдохом одним движением отпрыгиваем назад в высокий упор и опускаем колени и грудную клетку на пол. Пальцы ног упираются в пол, Мулабандха подтянута, Уддияна бандха подтянута, диафрагма раскрыта, ладони упираются в пол на уровне груди, локти прижаты к корпусу, голова смотрит вперед, шея вытянута, плечи и лопатки подаются к тазу.

Собака головой вверх (Урдхва Мукха Шванасана) – вытягивание назад со вдохом. Вдох!

  • Со вдохом, сильные ноги выталкивают грудную клетку (нижние ребра) вверх, фаланги пальцев ног упираются в пол, колени пола не касаются (в полном варианте, для тех, у кого здоровый и крепкий), Мулабандха подтянута, Уддияна бандха подтянута, диафрагма свободна, плечи и лопатки раскрыты, шея вытянута, взгляд направлен вверх.

Собака головой вниз (Ардха Мукха Шванасана) — вытягивание в наклоне с выдохом. Выдох!

  • С выдохом, плавным движением опускаем голову вниз, выталкивая седалищные кости и копчик назад вверх. Руки, плечи, корпус и таз образовывают одну прямую линию. Ладони и стопы на ширине плеч и параллельны. Вес тела стараемся как можно больше перенести назад, упираясь в пол ногами, ноги в коленях прямые (в полном варианте), кончик копчика развернут к потолку, линия позвоночника прямая, Мулабандха подтянута, Уддияна бандха подтянута, нижние ребра оттянуты от таза, шея вытянута, плечи и лопатки подаются к тазу.

Вытягивание в наклоне со вдохом. Вдох!

  • Со вдохом переносим вес тела в руки — подаваясь телом вперед, отталкиваемся ногами от пола, позволяя тазу быть высоко, и одним прыжком опускаем ноги на пол между руками. Оттолкнувшись ногами от пола, вытягиваем позвоночник в прямую линию, параллельно полу, направляя взгляд вперед. Кончики пальцев рук касаются пола перед пальцами ног, руки на ширине плеч. Вес тела в сердцах стоп, (ноги прямые в коленях в конечном варианте) Мулабандха подтянута, Уддияна бандха подтянута, диафрагма раскрыта, плечи и лопатки подаем к тазу. Взгляд направлен в межбровье (Шамбхави мудра).

Наклон вперед с выдохом (Уттанасана). Выдох!

  • С выдохом складываемся в наклон в тазобедренных суставах, удерживая вес тела в сердцах стоп и отдавая вес тела в пол по ногам. В конечном варианте расслабленный и свободный корпус лежит на ногах, голова прижата к передней поверхности ног, которые должны быть прямыми в коленях. Мулабандха подтянута, Уддияна бандха подтянута, диафрагма свободна, шея вытянута, плечи и лопатки подаются к тазу.

Вытягивание вверх со вдохом. Вдох!

  • Со вдохом поднимаемся из наклона, вытягиваем руки вверх, направляя взгляд в небо — вытягиваем все тело. Вес по прежнему в сердцах стоп, Мулабандха (корневой замок) подтянута, Уддияна бандха (брюшной замок) подтянута, диафрагма раскрыта, шея вытянута и свободна от напряжения, плечи разведены в стороны а лопатки опущены вниз. Вдох!

Исходное положение (тадасана)!

  • С выдохом возвращаемся из вытягивания вверх, ноги вместе, вес в сердцах стоп, Мулабандха (корневой замок) подтянута, Уддияна бандха подтянута, диафрагма свободна, шея вытянута, плечи и лопатки опушены, подъяремная выемка подтянута. Руки сложены в намасте перед грудью. Тело расслаблено, но собрано. Внимание развернуто во внутрь.

Ежедневная практика Сурья-Намаскар дисциплинирует, помогает успешно выстроить весь последующий день. Это, пожалуй, самый удобный способ начать практику йоги и убедиться в ее эффективности.


read more at Хануман.ру blogs

Tags:

Йога для разных возрастов. Часть 1
blue
hanuman_ru
17:09 26.06.2012
Йога для разных возрастов. Часть 1

Йога — это не набор из нескольких десятков упражнений, которые подходят для всех, а уникальный инструмент, который помогает каждому решить стоящие перед ним задачи, и в первую очередь помогает улучшить здоровье. У каждой возрастной категории людей есть свои особенности, обусловленные этапом развития организма, и, конечно же, в практике йоги очень важно их учитывать. Сегодня мы поговорим о практике йоги для совсем юных — от 15 до 20 лет.

В период с 15 до 20 лет у человека идет ускоренный рост и формирование опорно-двигательного аппарата. Это чрезвычайно важный процесс, который определяет здоровье организма на много лет вперед! В этом возрасте, прежде всего очень важно с помощью правильно сформированных комплексов упражнений помочь сохранить изначально здоровое, правильное положение тела в пространстве, укрепив позвоночник и мышечный корсет, а также научиться правильно использовать дыхание.
Таким образом, чтобы заложить фундамент крепкого здоровья и долголетия, в возрасте 15-20 лет человеку необходима практика физических и дыхательных упражнений с акцентом на выработку крепких мышц, укрепление суставов и сухожилий, параллельно с дыхательными практиками.

Таким требованиям в полной мере отвечает одно из современных направлений хатха-йоги — Аштанга-виньяса-йога. Основателем этой уважаемой школы является выдающийся мастер Паттабхи Джойс (1915-2009), который в свою очередь получил знания йоги от своего Гуру — высокореализованного йогина Шри Тирумулай Кришнамачарьи. Таким образом, школа Аштанга-виньяса-йоги является истинной школой, а не брендом-однодневкой, и гарантированно предоставляет авторитетные знания по йоге.
Однако важно четко понимать разницу между Аштанга-ВИНЬЯСА-йогой и Аштанга-йогой, полным циклом йоги — или благородным Восьмеричным путем. В системе Аштанга йоги стиль Аштанга-виньяса йоги не может считаться достаточным для самореализации, т.к. включает в себя лишь отдельные элементы Раджа-йоги, в основном ступень асан.

Для чего «качать Аштангу»?

Уникальность Аштанга-виньясы в том, что в этой системе выполняются не статические упражнения (асаны, или йогические позы), а целые связки асан, объединяемые специальными переходами — виньясами — в достаточно продолжительные и подчас замысловатые последовательности. Переход между асанами — например, из Адхо Мукха Шванасаны в Урдхва Мукха ШванасануСобака мордой вниз» — «Собака мордой вверх») традиционно назывался «виньясой». Однако именно в системе Аштанга-виньясы этим переходам придается столь большое значение; здесь считается, что наибольший эффект практика асан приобретает именно когда переход между ними осуществляется посредством виньясы.

Если начинать заниматься Аштангой с 15-ти летнего возраста, вхождение в эту систему тренинга будет постепенным и гармоничным, а тело студента будет развиваться в соответствии с самыми высокими требованиями йогических дисциплин. Это подготовит почву для дальнейшего утончения практики других йог, в которых уже потребуется больше работать с сознанием.

Дополнительные практики

Регулярные упражнени в русле Аштанга-виньяси для подростков и молодых людей должны гармонично сочетаться с освоением базовых понятий и искренним внутренним принятием основных принципов йоги, и прежде всего принципа Ахимсы — ненасилия. Подробным образом эти принципы перечислены в кодексах Ямы и Ниямы, которые составляют соответственно первую и второю ступени йоги в традиционном восьмеричном пути, намеченном Патанджали. Также важно уже в раннем возрасте начинать осваивать простейшие методы медитации, например такие как Тратак и попеременное дыхание (или Со-Хам медитация).

От чистого истока...

Посвятив несколько лет освоению Аштанга-виньяса-йоги, юный практикующий сможет значительно укрепить свое здоровье, будет намного сильнее и энергичнее сверстников. При этом не стоит думать, что Аштанга-виньяса-йога — «только для мальчиков». Она сделает фигуру девушки еще более женственной и совершенной, а не «мальчуковой»!
За счет повышения иммунитета организм юного практикующего станет неподвержен типичным городским заболеваниям, а гармонично увеличившаяся мышечная масса обеспечит надежную поддержку еще достаточно подвижному позвоночнику. Увеличившийся объем легких и правильный рисунок дыхания обеспечат достаточный уровень личной энергии для полноценной, активной жизни, а также заложат правильную осанку.


read more at Хануман.ру blogs

Tags:

«Великий замок»: как не запутаться в трех бандхах
blue
hanuman_ru
01:37 23.06.2012
«Великий замок»: как не запутаться в трех бандхах

Практика трех важнейших бандх — «энергетических замков» в йоге — по отдельности действительно приносит огромную пользу практикующему. Но самый мощный эффект достигается при их совместном использовании — это называется «Маха бандха». Удивительно, как часто в Интерне можно встретить искаженное описание этой практики, а еще чаще описание неполное — так что по нему тоже невозможно практиковать правильно. Давайте же разберемся, из чего состоит Маха бандха, как правильно и в какой последовательности практиковать эту технику — одну из мощнейших в Хатха-йоге.

«Это останавливает восходящее течение энергии в нади. Действительно, эта Маха бандха дарит великие сиддхи. Маха бандха освобождает от оков смерти, соединяет три нади в Аджна-чакре и позволяет уму достичь священного престола Шивы...»
Хатха-йога Прадипика. III-23,24

Маха бандха — составная техника, которую можно условно считать «продвинутой». Она требует некоторого опыта выполнения других, более простых практик, которые являются ее неотъемлемыми частями: это Мула бандха («корневой замок»), Уддияна бандха («втягивание живота») и Джаландхара бандха («горловой замок»). Если вы с легкостью можете выполнить любую из перечисленных техник — самое время приступать к практике Маха бандхи — мощнейшей практики из арсенала Хатха-йоги.

При выполнении Маха бандхи, происходит стимуляция шишковидной железы, и таким образом стимуляция всей эндокринной системы. Таким образом, великие йоги древности (и в первую очередь Йог Сватмарама, описавший эту технику в Хатха-йога Прадипике) вовсе не кривили душой, утверждая, что эта техника останавливает процесс старение, возрождает и омолаживает организм.

Как выполнять?

  1. Садимся в Падмасану (Позу лотоса) и прижимаем левой пяткой промежность у мужчин \ вагину у женщин. Входим в состояние внутренней тишины (или если это не получается, концентрируем все внимание на своем естественном дыхании). Глаза во время всей практики закрыты. Для усиления практики можно (избегая перенапряжения глаз) фиксировать взгляд в межбровье (Шамбхави мудра), но это не обязательно.
  2. Делаем медленный вдох через левую ноздрю, делаем задержку на вдохе (Антар Кумбхака), делаем Джаландхара бандху, Мула бандху и по возможности Шамбхави мудру.
  3. Держим задержку столько, сколько это комфортно.
  4. Снимаем Шамбхави мудру (расслабляем глаза), снимаем Мула бандху, снимаем Джаландхару — именно в такой последовательности.
  5. Поднимаем голову в исходное положение (плечи полностью расслаблены), и только теперь выдыхаем через правую ноздрю.
  6. Затем выполняем ту же последовательность действий, только в другую сторону: вдыхаем через правую ноздрю, выдыхаем через левую. Это считается за 1 цикл.
  7. После выполнения 1 цикла (т.е. и вправо, и влево), нужно расслабиться и подышать естественно, не контролируя дыхание — 1-2 минуты. Все это время отслеживаем дыхание, чтобы не потерять состояние внутренней тишины. Со временем можно увеличить число циклов до 5.

Нюансы практики

  • Показателем успеха в практике Маха бандхи является проявление такого феномена, как Кевала-кумбхака — спонтанная задержка. Это когда уже после выполнения полного цикла упражнения, и достаточного отдыха (свободного дыхания), ненадолго вдруг само собой прекращается дыхание. Я лично наблюдал такое в Индии: йог не дышал 3-4 минуты. Не стоит пытаться сымитировать такой эффект, это ничего не дает.
  • К этой практике есть противопоказания: повышенное давление, пониженное давление, язвенная болезнь кишечника или желудка, пупочная грыжа. Эту практику не следует делать во время простуды, головной боли, или других заболеваний в активной стадии. Маха бандха не сочетается с употреблением алкоголя, курением.
  • В идеале, после Маха бандхи нужно делать Маха ведха мудру («Великий пронизывающий жест»), чтобы работать с накопленной и «запертой» энергией дальше. Сватмарама со свойственным ему символизмом даже утверждает в «Хатха-йога Прадипике», что Маха бандха без Маха ведха мудры — все равно что самая прекрасная женщина без супруга (т.к. она не произведет прекрасного потомства, и ее красота оскудеет).
  • Есть небольшая хитрость, о которой говорит в своих книгах С. Сатьянанда Сарасвати: можно практиковать каждый цикл Маха бандхи между циклами Бхастрика-пранаямы: это значительно увеличивает продолжительность комфортной задержки. Таким образом, эти две практики гармонично сочетаются.

read more at Хануман.ру blogs

Tags:

«Королевские» позы йоги: Махамудра («Великий жест»)
blue
hanuman_ru
14:18 19.06.2012
«Королевские» позы йоги: Махамудра («Великий жест»)

Махамудра традиционно держалась древними йогами в большом секрете. Знаменитый йогин-мудрец Патанджали пишет, что эта практика настолько же тайная, как наличие в доме дорогих драгоценых камней или интимные отношения между супругами. Эту технику могут делают все серьезные практикующие, от начинающих до самых продвинутых йогов! Она не имеет противопоказаний и побочных эффектов, является совершенно безопасной. Считается, что Махамудра приносит не только всевозможные полезные эффекты по здоровью (ее называют «молодильной» позой и «позой бессмертия»), но и также пробуждает Кундалини, и дарит сиддхи (сверспособности) Но самое главное, что Махамудра должна принести каждому среднему практикующему — это реальный опыт настоящей медитации и наполнение новой энергией: а разве не для этого мы делаем йогу?

Махамудра — продвинутое упражнение йогов, которое включает в себя Асану (позу), Кумбхаку (задержку дыхания), Мудру (энергетическую структуру или «жест») и Бандху (энергетический «замок»), т.е. практически — несложную растяжку на физическом уровне, а также (наиболее важная часть) работу с Удджайи пранаямой и Кхечари мудрой (на уровне энергии), а также осознавание чакр, и в идеале также Унмани мудру — «молчание ума» (самый тонкий — ментальный уровень). Махамудра воздействует на всех этих уровнях, меняя не только тело, но и ум, и привычки — а с ними и судьбу. Йоги говорят, что она «сжигает карму» — а это значит, что с ее помощью вы можете изменить себя и стать по-настоящему счастливее.

Махамудра — комбинированное упражнение, и надо учесть, что всю эту для некоторых неожиданно разнообразную «начинку» из разных техник в одном упражнении нужно выполнить слаженно, «без запинки». Так что начинающим следует прежде всего освоить каждый элемент отдельно (освоить позу, бандхи, задержку дыхания, разобраться с местоположением чакр), а уж потом приступать к выполнению Махамудры.

Однако не пугайтесь: на самом деле это не сложное упражение, и научившись грамотно выполнять составные части (и запомнив их правильный порядок выполнения!), можно достаточно быстро им овладеть, за 3-4 занятия. Дальше пойдет, во-первых, наработка концентрации внимания («ротация сознания» по чакрам) — в этом помогут практики медитации (например, Тратак и другие), различные упражнения на повышение тонкой чувствительности,и во-вторых, увеличение времени комфортной (!) задержки — тут на выручку придет регулярная практика классических пранаям (Капалабхати, Бхастрика, Нади Шодхана, Уджайи и т.п.).

Выполнение

  1. Сядьте на коврик (можно дополнительно для комфорта подстелить плед), согнув левую ногу в колене, и вытянув прямую правую ногу вперед. Левой пяткой, подвернутой под таз, нужно прижать область промежности у мужчин (или основание вагины у женщин) — точку физичекого расположения Муладхара-чакры.
  2. С выдохом (дышим все время только через нос) наклоняемся корпусом вперед и беремся за большой палец правой ноги. Голову вперед не наклоняем. Глаза закрыты. Спина прямая (по возможности). Стараемся расслабиться в этом положении.
  3. Выполняем Кхечари-мудру (1-я ступень: прижать кончик языка к верхнему небу, либо 2-я ступень: «протолкнуть» язык как можно глубже по задней стенке глотки). Затем медленно вдыхаем, запрокидывая голову назад, открываем глаза и выполняем Шамбхави-мудру (пристально смотрим в межбровье, «закатывая» глаза вверх и фиксируя взгляд в центре, в основании переносицы: при правильном выполнении мы увидим переносицу как букву V). Выполняем задержку на вдохе (Антар Кумбхака) и Мулабандху («Корневой замок» — сокращаем мышцы промежности у мужчин\шейку матки у женщин).
  4. На задержке (она должна быть комфортной!) следует перемещать внимание от горла до основания позвоночника и обратно, мысленно повторяя названия трех чакр: «Аджна, Вишуддхи, Муладхара» во время прохождения внутреннего взора через эти точки, либо повторяя название мудр и бандх: «Шамбхави, Кхечари, Мула», так же «сканируя» эти области. Делаем так несколько раз, пока задержка комфортна — задержку держим столько, сколько можем без усилия! (Здесь мы не работаем через преодоление.)
  5. Для выхода из упражнения закрываем глаза, расслабляем Мула-бандху, возвращаем голову в нормальное положение (лицо смотрит вперед) и медленно, контролируемо выдыхаем.
  6. Выполняем весь цикл еще два раза (всего надо сделать три подхода). После этого меняем ногу (сгибаем теперь правую, выпрямляем левую), и выполняем три раза на правую ногу. Затем делаем еще три подхода с обеими ногами, выпрямленными вперед (как для Пасчимоттанасаны). Всего получается девять раз. Даже хорошо освоив Махамудру, не следует увеличивать число подходов в каждой позе: это может указать сделать лишь продвинутый йог, ставший вашим персональным наставником — т.е. ваш Гуру.

Полезные советы

  • Если положение Уттан Падасана вам не комфортно, можно практиковать Махамудру в Сиддхасане (для женщин – Сиддха Йони Асана). В этом случае пальцы складываем в Джняна или Чин мудру, и не подаемся корпусом вперед; делаем 5-10 подходов.
  • Махамудру не следует делать отдельно, как самостоятельную практику, лучше всего практиковать ее после комплекса асан (а также Шавасаны) и пранаям, но до медитации.
  • Практикуйте «внутреннюю» (ментальную) тишину во время выполнения. В идеале, все время выолнения вы должны находиться в состоянии УнМани – «не-ума»: активного, концентрированного безмыслия. Для этого практика должна быть доведена до автоматизма, чтобы не возникало мыслей «что делать дальше».

read more at Хануман.ру blogs

Tags:

Знаток йоги д-р Вагиш Шастри: «Я показываю путь Кундалини» (часть 2)
blue
hanuman_ru
15:08 15.06.2012
Знаток йоги д-р Вагиш Шастри: «Я показываю путь Кундалини» (часть 2)

На Западе, как и в России, д-р Шастри не то, чтобы знаменит: его редко приглашают провести семинары за рубежом — но, как говорится, «известен в узких кругах». Например, за его консультациями по йоге и тантре иногда обращаются западные звезды, в том числе певица Мадонна, известная своим интересом к йоге и оккультизму. Несмотря на то, что одна из книг д-ра Шастри по санскриту была выпущена на русском языке («Разговорный санскрит», к сожалению, крошечным тиражом), в России этот учитель пока так же широко не известен.

Немного света на интересную, неоднозначную и во многом даже таинственную личность д-ра Шастри призвано пролить это интервью, которое я взял в рабочем кабинете у мастера, в священном для индусов городе Варанаси. Гигантская, но практически пустая квартира ученого напоминает опустевшее «дворянское гнездо» или роскошную средневековую библиотеку из «Имени розы» У.Эко, и буквально завалена книгами, сам же седовласый доктор очень похож на Бильбо Бэггинса из знаменитой эпопеи Дж.Р.Р. Толкиена, его окружает вполне ощутимая особая аура благородства и силы. Попасть к доктору на аудиенцию не так-то просто: у кабинета (при входе — сухие красные розы в вазах и портреты Учителей) «дежурят» западные и местные индийские ученики, а пробившись вовнутрь, даже непосвященный сразу чувствует своеобразное влияние сильных энергий.

А.С.: Итак, Вы только что описали процесс обучения у Вас, процесс, который происходит со всеми вашими учениками. Так оно и происходит: изучение санскрита, чтение трактатов, асаны, пранаямы и мантры, а затем кульминация процесса — подъем Кундалини и тантрическая инициация в Гуру-мантру?

Д-р Вагиш Шастри: Да, я вкратце описал полный процесс, мою продвинутую программу. Но я предлагаю разные курсы, в том числе отдельно санскрит, философию (Бхагавад-гита, Йога-Сутры, Катха Упанишада и т.д.), тантрический кашмирский шиваизм, мантра-йогу, чакра-медитацию (как пробудить чакры), и также Йога-нидру, «йогический сон» — путь к познанию Самадхи.

А.С.: Вы преподаете Йога-нидру по технике, которую использует Бихарская школа (Св. Сатьянанда Сарасвати)?

Д-р Вагиш Шастри: Нет, они преподают физический путь, а я показываю путь энергии, путь Кундалини, мы пробуждаем эту энергию. Многие вообще не понимают, что такое Кундалини, на этот счет существует множество ошибочных мнений. Некоторые даже считают, что это такой танец (смеется — А.С.)

Так что обычные люди не приходят на мои занятия, только продвинутые ищущие, самые любопытные. И я повторяю еще раз: мои студенты обязательно учат санскрит. Я специально разработал быстрый метод обучения этому сложному языку; я назвал его «Изучение санскрита благодаря естественным законам и мнемонике». Он описан в моей книге «Мнемонический санскрит», которая вышла по-английски. В среднем изучение санскрита занимает около двенадцати лет, я же обучаю ему за 275 уроков — за 275 дней — и в конце этого курса мои студенты могут разговаривать, читать книги и писать на этом языке.

А.С.: Доктор Шастри, Вы полагаете, что знание санскрита важно и даже обязательно для серьезно изучающих йогу, как студентов, так и преподавателей?

Д-р Вагиш Шастри: Без санскрита просто никуда! Начать с того, что «Йога-сутры» Патанджали написаны на санскрите. Люди могут лишь воображать себя преподавателями йоги, если они не знают санскрит! Переводы трактатов по йоге на английский не выдерживают никакой критики, они просто неверны. Да и не могут быть верны! Дело в том, что каждое слово в санскрите имеет до пятидесяти значений, в том числе тайных значений, есть много синонимов, поэтому адекватный перевод сделать практически невозможно. Значение, которое ценно для йогина, в переводе будет утеряно. Трактаты можно понять, только если вы знакомы с санскритом, но даже в этом случае придется приложить усилия. «Йога» означает «союз», союз материального и духовного.

Материальное — это все равно, что кусок грязи, а духовное — оно как ветер, например. Легко ли превратить грязь в ветер? Йога — это трансформация «из грязи в князи», от самого грубого к самому тонкому. Это путешествие в поисках Бога.

А.С.: Как Вы полагаете, йога и религия, в том числе индуизм (почитание Шивы, Вишну и т.п.) — взаимосвязаны, или же можно практиковать одно без другого? На Западе этот вопрос вызывает много разногласий.

Д-р Вагиш Шастри: В йоге нет имен Бога, йога — это вселенская религия. Почитание того или иного бога — всего лишь символ. Мы не можем обращаться к Богу напрямую — поэтому нужны символы: поклонение, религия. В самом начале — до того, как появились разные объяснения, у нас был один бесформенный Бог. Но потом Бог приобрел форму статуй, символов — это было нужно для нашего удобства. Это как цифры в математике: как можно произвести вычисление без использования цифровых символов? Это невозможно. Так же и символы Бога — они нужны, как и цифры.

Поэтому йога это не индуизм. Надо сказать, термин «индуизм» не возник из санскрита, он вообще не относится к культуре санскрита. Термин «Индуизм» («хинду») использовали персы, мы не видим никакого индуизма в древних индийских трактатах.

А.С.: Насколько я понял из описания Вашей системы обучения, Вы подчеркиваете важность обучения йогов санскриту. Вы считаете, что преподаватели йоги, которые не могут давать Шактипат — не полноценные учителя?

Д-р Вагиш Шастри: Безусловно. Многие учителя преподают так: сначала они преподают только физические упражнения, а потом они дают другое задание, они говорят: теперь повторяй такую-то мантру, иди! Они лишь воображают себя преподавателями.

(Наше интервью было в этот момент прервано вежливым стуком в дверь. На приглашение д-ра Шастри войти в комнате появился молодой мужчина в йоговском облачении, который неожиданно повесил на шею д-ра Шастри громадную гирлянду из цветов. «Я увидел ее на улице и понял, что должен принести Вам!» — пояснил мужчина по-английски, с небольшим русским акцентом, и почтительно склонился к стопам д-ра, который благословил его, приговаривая «Да, да» — А.С.)

А.С.: Хотел задать вопрос, который волнует многих практикующих йогу у нас в России: можно ли совмещать практику йоги с употреблением мяса, алкоголя, с курением? Разрешаете ли вы это своим ученикам?

Д-р Вагиш Шастри: Нет. Безусловно, нет! Иначе энергия Кундалини не сможет работать внутри них. Энергия даже не сможет в них проникнуть. А с другой стороны, эта энергия сама действует как алкоголь: когда она поднимается, это похоже на опьянение. Так зачем моим ученикам принимать алкоголь? Вообще, все это просто вопрос силы воли: если у вас она есть, с подобными вредными привычками можно распрощаться раз и навсегда.
Например, одна моя ученица курила на протяжении 15 лет, дымила без перерыва. И вот в один прекрасный день я встречаю ее, и она не курит. Я спрашиваю: что случилось, как ты умудрилась бросить? А она отвечает: ко мне на занятие пришел мужчина, у него была астма, и когда я потом спросила у него, как он заболел — он ответил, что это из-за курения; вот так я и бросила, в этот самый момент! Так что все упирается просто в силу воли…

А.С.: Некоторые верят, что в следующем, 2012 году, нашу планету ожидают катаклизмы мирового масштаба. Что Вы — известный ведический астролог — думаете по этому поводу?

Д-р Вагиш Шастри: Есть такой санскритский термин – «Маха Пралайя», что означает «Великое растворение». Однако есть и другой — «Кханда Пралайя» — небольшое, частичное растворение. Такое событие произошло недавно в Японии, а несколько лет назад — в Таиланде. Что-то подобное может произойти и в 2012 году. Но, конечно, не Маха Пралайя! Мы живем в первую часть Кали-юги, а всего этих частей четыре, так что сейчас далеко не конец эпохи. Я не могу сказать, что дальше будет хуже или, наоборот, лучше! Тут уместно сравнение с погодой: она ведь тоже то лучше, то хуже, это циклический процесс, он идет по синусоиде.

А.С.: Последний вопрос. Возможно, Вы встречали только нескольких ищущих из России, однако, поверьте, у нас в стране многие тысячи практикующих, и многие из них занимаются йогой со всей серьезностью. Что бы Вы хотели пожелать или посоветовать йогинам и йогиням из России?

Д-р Вагиш Шастри: Я действительно инициировал нескольких русских, они получили от меня Дикшу. Всего их было шесть или семь человек. В настоящее время у меня занимаются еще несколько русских — вы видели того, что заходил с гирляндой? Я думаю, сейчас больше русских интересуются моими занятиями, в том числе кашмирским шиваизмом. Только что я проводил семинар по этой теме, с участием русских студентов.
Так вот, что касается моего пожелания учителям йоги из России. Я хочу сказать, что если они преподают физическую йогу — это тоже хорошо! Это, безусловно, хорошо – помогать людям. Кто-то помогает физически, кто-то на ментальном уровне. Это благородная попытка. Мы одинаково нуждаемся как в начальных школах, так и в университетах. Нельзя сказать, что начальная школа нужна меньше, чем университет! Если вы хотите подняться по лестнице на крышу, первая ступенька так же важна, как последняя, потому что без первой вы бы не смогли взойти на последнюю! Поэтому просто делайте свою часть работы — качественно, честно, и с верой.


read more at Хануман.ру blogs

Tags:

Индивидуальная консультация с «Человеком-Змеей» в подарок от Хануман.ру
blue
hanuman_ru
18:42 14.06.2012
Индивидуальная консультация с «Человеком-Змеей» в подарок от Хануман.ру

21 июня в Москве дает мастер-классс легендарный «Человек-змея», самый гибкий человек планеты, который, в добавок к этому, никогда не болеет. Вообще, ни разу в жизни! Мухтар Гусенгаджиев расскажет свои секреты на мастер-классе. У читателей Хануман.ру есть возможность не только принять участие, но и выиграть призы: индивидуальную консультацию Мухтара, обучающее видео или комплект профессиональной одежды для йоги Adimurti.

Мухтар Гусенгаджиев — актёр кино и самых известных цирков мира (в том числе всемирно знаменитого «Cirque du soleil»), путешественник, писатель и самый гибкий человек на планете (по данным книги рекордов Гиннеса). Это уникальный человек, который прошел путь от простого пастуха до вершин мирового шоу-бизнеса. Мухтар учит достигать любых целей, не применяя никаких самоистязаний: ни силы воли, ни терпения, ни страдания.

Специальный бонус для читателей Хануман.ру!

Вы можете принять участи в лотерее, где будут разыгрываться:

Как принять участие в лотерее:

При регистрации (вверху регистрационной формы) нажмите: «ввести промокод» и введите кодовое слово «hanuman».
Выберите категорию билета: Группа Вконтакте «hanuman»
В графе «Откуда Вы узнали о мастер-классе?» укажите: «hanuman».

И еще один подарок от «Человека-змеи»

7 эксклюзивных видео-уроков + видео-комплекс «24 простых упражнения на гибкость» от Мухтара Гусенгаджиева! Получить можно здесь.


read more at Хануман.ру blogs

Tags:

Знаток йоги д-р Вагиш Шастри: «Я показываю путь Кундалини» (часть 1)
blue
hanuman_ru
13:30 13.06.2012
Знаток йоги д-р Вагиш Шастри: «Я показываю путь Кундалини» (часть 1)

Д-р Шастри подготовил уже как минимум одно поколение профессоров, ученых и преподавателей йоги: среди них такие личности, как йогирадж д-р Ракеш Пандей, а также известная своей благотворительностью и целительской деятельностью йогиня Смрити Чакраварти (с ней мы недавно публиковали интервью), и хорошо знакомый западному сообществу в Варанаси глубокий знаток кашмирского шиваизма и санскрита, харизматичный тантрик Марк Дичковски. Доктор Вагиш Шастри подготовил и инициировал и нескольких российских учеников, которые успешно преподают йогу в нашей стране.
Привожу запись нашей беседы.

А.С.: Доктор Шастри, расскажите немного о себе.
Д-р Вагиш Шастри: На протяжении 37 лет я был профессором (а затем и директором) Научно-исследовательского института индологии (Сампурнанд, Варанаси — А.С.). Я подготовил целое поколение — не студентов, а уже профессоров! Сейчас я отошел от дел. Знание санскрита объединяет в себе знание всех наук. Поэтому, несмотря на то, что сейчас появилось множество преподавателей йоги, я все-таки стою особняком. Вы спросили, учил ли Мадонну, да, это так. Но, кроме того, у меня ученики-профессора по всей Германии, в Польше, и конечно здесь, в Варанаси.

А.С.: Вы называете свою систему практики йоги «Ваг-йогой», и утверждаете, что это слово обозначает работу с энергией Кундалини. Откуда возникло это слово — «Ваг-йога»?

Д-р Вагиш Шастри: Это очень древний термин. Слово «Кундалини» появляется в письменных источниках сравнительно недавно — между IV и V веками после Р.Х. По сравнению с ним, слово «Ваг-йога» очень древнее — оно встречается еще в ведических текстах! На самом деле, «ваг» значит «речь». Самая тонкая форма речи — Бог. Речь — это Бог. Существует пять уровней речи, пять типов звука. Звук, происходящий от удара или трения — например, звук, который производит речевой аппарат человека, звук произнесенного слова — самый грубый из них. Звуки первого, самого грубого уровня — это слова, они порождают любовь, ненависть, конфликты, войны. Следующий уровень звука — более тонкий звук, хотя и он вызван трением (ударением); это когда, например, кто-то поет мантру, предположим, «Харе Кришна», часами напролет. Он находит в этом блаженство, экстаз. Когда этот человек устает повторять мантру вслух, он берет четки и начинает повторять мантру про себя — это и есть второй уровень, более тонкий — и более мощный! Третий уровень — звук, вообще не рождающийся от трения — это звук, рождающийся в сердце. Четвертый уровень звука — божественный. И пятый, самый утонченный — звук сверхсознания. Его можно называть по-разному: Бог, Аллах, Будда, Вишну, Шива… Можно дать ему любое имя — имена появились уже позднее. «Вишну» значит «вездесущий», «Шива» значит «спящий во всех живых существах»...

Мы должны предпринять путешествие от грубого к тонкому, подняться к самому высокому, выйти на самый последний уровень. Наше тело — тоже символ, как и имена Бога — поистине космический символ! Через наше тело мы можем получить доступ куда угодно, найти все что угодно. Луна — в нашем левом глазу, Солнце — в правом. Все боги, все божества — внутри нашего тела. Поэтому если человек много практиковал йогу в прошлых жизнях, это путешествие будет коротким и легким, вы быстро найдете то, что искали. А те, кто мало практиковал в прошлом, вынуждены будут пройти весь путь от начала до конца: от грубого к тонкому, от «грязи» до «князя». Удержание специфических положений тела — работа с элементом Земли, затем дыхательные упражнения — пранаямы. Эти два направления мы называем «Хатха-йога», это грубая часть.

В моей системе «энергетической йоги» все упражнения сводятся в конечному итоге к тому, что вы слушаете звук и медитируете на него. Если этого нет, ваши асаны — просто физические упражнения: видели девушек-гимнасток в цирке? А вот если вы используете энергию и звук мантры, тогда то, что вы делаете, действительно можно назвать асанами, йогическими позами. Поэтому я учу практикам «энергетической йоги» с самого начала. Я учу, как слушать и как наблюдать каждую позу. Я выбрал 25 асан из 84, выбрал самые мощные. Они делятся на четыре типа: позы сидя, позы стоя, позы на животе и на спине. После этого я учу пранаяме, семи типам пранаямы. Я объясняю ученикам разные виды пран, и объясняю, как они действуют в нашем теле. Я объясняю, в том числе, значение слова «аяма» — вот как без знания санскрита можно это понять?!

А потом я загадываю своему студенту загадку: ты смотришь на один мелок (во время своих занятий Гуруджи часто пишет и чертит схемы на доске — А.С.) двумя глазами, почему бы не смотреть двумя глазами на два мелка? Или может быть, тебе нужен только один глаз? Зачем два глаза, чтобы смотреть на один предмет? Зачем тебе два уха чтобы слушать один звук? Две ноздри, чтобы обонять один аромат? А с другой стороны, вот ты разговариваешь и пробуешь вкусы одним языком: почему же у тебя не два языка? Два действия: говорить — и пробовать пищу на вкус; из них первое более важное, потому что оно нужно в социуме. Почему же у каждого из нас не по два языка? Наука о пранаяме утверждает: наше тело поделено на две части, а позвоночник их соединяет. Левый глаз относится к Луне, правый –— к Солнцу. Позвоночник, спина — это Огонь. Поэтому в нашем теле три основные энергии.

Когда, практикуя пранаяму, мы глубоко вдыхаем, лунная энергия погружается вниз и оказывается рядом с энергией Кундалини, и также солнечная энергия… У нас есть техники, как связать эти две энергии, как соединить их в Огне, так чтобы они начали движение вверх. Тогда происходит подъем Кундалини. Наша основная задача — пробудить энергию, накопить энергию в нашем вместилище Кундалини, сохранять и распределять по телу эту энергию. Не быстро, медленно! Наконец, она достигает Третьего глаза. Она открывает Каруна-чакру (показывает на ухо — А.С.). Когда она открывается, мантра может проникнуть внутрь, иначе это невозможно. Это секретная техника. Когда Каруна-чакра ученика открыта, я произношу мантру, и она входит в него, начинает работать внутри него. При этом ученик испытывает самые разные переживания: я получаю письма со всего мира, описывающие необычные опыты моих студентов.

Я обучаю повторению мантр совместно с практикой пранаямы: мы используем эти две техники вместе. Существует три типа пранаям, которые способны «взбивать» энергию так, как взбивают молоко, чтобы получить масло. Если вы взбиваете молоко, вы получаете масло, но если вы взбиваете прану с помощью мантры — вы получаете энергию. Это можно назвать Тантрой, потому что это практическое знание, это «энергетическая йога», не физическая йога, которой учат другие преподаватели. Тантрическое знание передается благодаря Гуру — человеку, обладающему могуществом, человеку, который способен трансформировать энергию своего ученика. Гуру обладает силой Шактипата — он может передавать энергию. Благодаря энергии Гуру, ученик претерпевает трансформацию, а иначе это произойти никак не может. Энергия Тантры — в Гуру, а хатха-йоге можно учиться у кого угодно.

Продолжение следует.


read more at Хануман.ру blogs

Tags:

Йога во время сессии: «дыши головой» и больше смейся!
blue
hanuman_ru
11:30 08.06.2012
Йога во время сессии: «дыши головой» и больше смейся!

«Дыхание мозга» и хороший смех — это два упражнения, которые в корейской йоге Данхак используют, чтобы снять стресс, справиться с волнением, снять головную боль и улучшить память. Эти упражнения полезно знать всем, кто «работает головой», и особенно студентам — во время сессии, вступительных и выпускных экзаменов.

Пара слов про Данхак

Данхак — это древняя корейская система упражнений для укрепления физического и энергетического тела и развития мозга человека. Данхак называют корейской йогой, хотя по мне, так она больше похожа на китайский Цигун. В России методика малоизвестна, и это даже хорошо. В ней пока еще нет ничего «попсового», вроде упражнений «для быстрого похудания», «для гибкости», «свежести лица» и прочего, что на Западе преподносят под названием «Йога». Чтобы дать вам хотя бы минимальное представление о Данхак, я разыскала одного преподавателя-корейца. Ученики зовут его Мастер Пак, он живет в Самаре и преподает небольшим группам студентов, которые узнают о нем друг по дружке. Кстати, он скоро проводит семинар в Москве, так что есть возможность познакомиться. Итак, упражнения от Мастера Пака:

«Дыхание мозга»

Многие знают, что энергетическое тело человека состоит из системы меридианов — путей, по которым путешествует энергия путешествует. Воротами, или отверстиями, через которые в тело входит энергия, служат акупунктурные точки. В макушке головы находится точка Пэк-хве, что буквально переводится как «перекресток ста меридианов». Вот с ней мы и поработаем, чтобы освежить голову, снять боль, усталость и снова приняться за учебу.

  • Займите удобное положение сидя, положите кисти рук на колени и закройте глаза. Расслабьте тело и разум, сделав несколько глубоких вдохов. Ощутите поток энергии, продвигающийся от макушки головы вниз, к груди, а затем к нижнему Тан-джон (точка, немного ниже пупка).
  • Сконцентрируйтесь на точке Пэк-хве, тихо повторяя слова «Пэк-хве».
  • Вдохните воздух через нос, представляя, как поток энергии входит через вашу макушку и кружится в голове, очищая мозг от застойной и негативной энергии.
  • Выдохнете через рот с тихим звуком «ффууу» и одновременно представьте, как из тела изгоняется негативная энергия.
  • Дышите медленно и ритмично, представляя, как в тело входит свежая энергия, а застойная его покидает.
  • Выполните три вдоха и выдоха и откройте глаза.
  • Быстро потрите ладонь о ладонь, затем нежно помассируйте лицо, шею и грудь.

Страх, волнение перед экзаменом — серьезная помеха. Освободиться от этих эмоций поможет улыбка – великолепное физическое упражнение. Улыбка заставляет человеческий мозг естественным образом высвобождать морфиноподобные химические вещества, которые снимают боль и даже подавляют инфекции. Улыбка снижает концентрацию связанных со стрессом гормонов, активизирует работу сердца и системы кровообращения. Улыбаясь в течение 3-4 минут, вы получаете такой же эффект, как от тренировки всей верхней половины тела.

Упражнение на освобождение от эмоций:

  • Расслабьте плечи, закройте глаза и улыбнитесь. Почувствуйте, как расслабляются ваше тело и мозг, как расслабление в груди распространяется вверх к голове.
  • А теперь нахмурьтесь как можно сильнее и ощутите, как в теле и голове нарастает напряжение.
  • Улыбнитесь, а затем внезапно нахмурьтесь. Повторите несколько раз, отмечая, как реагирует ваше тело. Это очень хорошее упражнение для мозга.
  • А теперь начните с улыбки и постепенно превратите ее в хохот, отмечая изменения, происходящие в вашем теле.
  • Хохочите, как можно громче. Позвольте всему вашему телу, от макушки до кончиков пальцев ног, смеяться одновременно. Почувствуйте, как ваш мозг наполняет ощущение свежести.

Эти два упражнения очень просты и доступны для всех. Если выполнять их регулярно, они очень помогут вам снять стресс, освежить голову, настроиться на плодотворную работу или учебу. Успешной практики!


read more at Хануман.ру blogs

Tags:

«Священный треккинг»: йоговская «кора» вокруг Кайласа
blue
hanuman_ru
17:22 04.06.2012
«Священный треккинг»: йоговская «кора» вокруг Кайласа

Гималаи издавна имели особое значение для практикующих йогу. С этим великолепным горным массивом (самым высоким на Земле) связано много символических поучений, которые можно найти в трактатах по йоге. Например, говорится, что в теле человека есть «внутренний Кайлас», который является храмом для истинного поклонения, и к которому можно обращаться как к эталону духовной чистоты; естественно, такое путешествие возможно лишь в глубокой медитации (Самадхи). «Простым смертным» и начинающим йогам, к которым мы с вами принадлежим, проще и понятнее посетить физические, «внешние» Гималаи для достижения высоких состояний — чтобы, как говорят, «почистить душу». Вот за этим в основном и идут люди в т.н. «кору» — обход-паломничество — вокруг знаменитой горы Кайлас. Расскажем, что можно встретить на этом пути.

Один день человека, видевшего свою бессмертную стезю,
Лучше столетнего существования того, кто не познал ее.
Шакьямуни Будда, «Дхаммапады», строфы 110-115

Я уже много лет мечтал о Кайласе, когда, наконец, в 2011 году мне представилась возможность совершить это путешествие в компании людей с духовными интересами: буддистов-целителей системы Рэйки, и друзей-проводников из «Академии Эзотерических путешествий Кангри». Как я понял уже потом, в конце похода, без физической и духовной поддержки людей с чистыми помыслами такое путешествие, как паломничество к Кайласу — дело очень трудное и, более того, опасное, поэтому я в высшей степени благодарен своим спутникам.

Кора насчитывает 53 км, которые можно пройти либо за 15 часов целеустремленной спортивной ходьбы, либо за 3-4 дня нормальным ходом, с практикой йоги в интересных точках на маршруте. Мы выбрали второй вариант — и конечно, не пожалели.

Чудеса Кайласа

Прямо в начале коры поражает воображение суровое Кладбище 84 Махасиддх — место, в древности совершали специальные обряды «похорон на небо» высокореализованных йогинов. Здесь и поныне проходят специфические тибетские похороны — когда в ходе специального ритуала тело разрубают на части и предлагают на съедение хищным птицам и сворам диких собак. Кладбище расположено на плоской скале, похожей на взлетную полосу, возвышающейся над входом на кору.

Другим запоминающимся моментом коры оказались «зеркала времени», о которых я был наслышан перед поездкой. Это гигантские, многосотметровые скалы, которые благодаря многолетнему выветриванию приобрели форму вогнутых линз. Стоя между двух таких «зеркал», испытываешь сильное желание практиковать хатха-йогу, петь мантры, либо обратиться со словами благодарности и пожеланиями счастья к своим учителям, близким и любимым людям — то есть, переживаешь духовный подъем и своеобразное вдохновение.

Но самым мощным событием коры для меня стало все-таки посещение Северной стены Кайласа и прикосновение к ней. Поход занял весь день, с раннего утра до заката. В конце подъема к стене нам пришлось забраться на ледник и пройти по снегу последние несколько сот метров. У стены мы стояли, закрывая головы рюкзаками: там постоянный камнепад и довольно рискованно находиться. Каждый, как хотел, поклонился Кайласу в этот момент — с людей спали все социальные маски: кто молился, кто читал мантру, кто просил здоровья своим близким; я прижался к скале с чувством глубочайшей любви. После восхождения было чувство непреходящего счастья.

Значительным испытанием следующего дня был подъем на перевал Дролма-Ла — «перевал Тары», как его называют (5630 м). Это был момент испытания «на прочность» всей нашей группы. У кого-то обострились застарелые «болячки», другие испытали настоящее эмоциональное потрясение: суровая, «внеземная» красота окружающей природы и одновременно очень тяжелый, на пределе сил, подъем на гору в условиях нехватки кислорода составили незабываемый «коктейль». Наверное, каждый на этом восхождении лучше узнал самого себя и, несомненно, преодолел свои слабости: ведь дороги назад не было.

«Экологический» финиш

После прохождения перевала Дролма-Ла путь стал намного легче, мы шли в основном вниз, и в конце коры даже нашли в себе силы собрать десяток больших пакетов туристического мусора (банки из-под энергетических напитков, обертки от шоколадок, пластиковые бутылки из-под воды и кислородные баллончики), оставленный нашими предшественниками.

Но эта акция была скорее данью вежливости. Во время прохождения коры вокруг Кайласа у меня — да и, наверное, у других — было сильное впечатление, что это место — чудесное сокровище Тибета — не под силу осквернить никому, ни безалаберным туристам, ни китайским коммунистам. Кайлас возвышается над всем: над религиозными разногласиями, политической нестабильностью, мировой экологической катастрофой и всем прочим. К сожалению, посетить это место в настоящее время можно только в туристической группе, и стоит это недешево — но оно того стоит.


read more at Хануман.ру blogs

Tags: